У касс парижского Musée des Arts Décoratifs толпится ажитированная очередь, внутри — полумрак, его главный неф декорирован панелями цвета ночного неба с мерцающими огоньками, а в подсвеченных витринах выставлено такое количество драгоценных камней, что счет идет уже не на караты — на килограммы. Около 500 знаменитых исторических украшений Van Cleef & Arpels — из музея самого ювелирного дома, из коллекции Musée des Arts Décoratifs, из частных собраний со всего мира — собраны под этим звездным небом. И даже если вы ничего не знаете о ювелирной истории, масштаб события становится очевиден с первого взгляда.
Миф, неизбежно создающийся вокруг знаменитых люксовых домов, нуждается в романтическом основании. Цветы, балерины, стрекозы и эльфы — весь этот волшебный мир Van Cleef & Arpels, прекрасный, словно иллюстрация к «Дюймовочке», сделанная из бриллиантов, рубинов, сапфиров и изумрудов, — весь он обязан своим появлением одному вполне скромному бракосочетанию, имевшему место в 1895 году, когда Альфред Ван Клиф женился на своей кузине Эстель Арпельс. В 1906 году он вместе с братьями Эстель организовал фирму Van Cleef & Arpels, ставшую одним из главных ювелирных домов в современной истории. Однако обретение собственного стиля и настоящий расцвет Van Cleef & Arpels еще только предстоял в следующую эпоху — эпоху Art Deco. На всемирной выставке в Париже в 1925 году был показан (и получил Гран-при) гарнитур из браслета и броши Roses, с розами из бриллиантов и рубинов и лепестками из изумрудов — при тотальной моде на геометрию и абстрактный орнамент это был почти вызов. И цветы до сих пор остаются одной из главных тем дома.
Рене Пюиссан, около 1925
Во всем, что касается производства красивой жизни, эпоха между двумя мировыми войнами была временем женщин. В моде — Коко Шанель, Эльза Скьяпарелли, Мадлен Вионне и Жанна Ланван… Драгоценными камнями и металлами тоже занимались женщины — причем выдающиеся. У Cartier была Жанна Туссен — эффектная шатенка по прозвищу Пантера, приятельница Шанель и весьма колоритная особа, дожившая аж до 90 лет. А у Van Cleef & Arpels была Рене Пюиссан — элегантная блондинка, дочь Альфреда и Эстель, прослужившая всю Первую мировую медсестрой. 20 лет, вплоть до своей смерти в 1942 году, то есть всю эту блистательную эпоху, она была артистическим директором дома. Выдающиеся украшения, сделанные под ее руководством, выставлены не только в витринах главного нефа музея, но и в боковых залах, где они помещены в специальные прозрачные цилиндры и словно висят в невесомости. Один из дизайнеров экспозиции, Санджит Манку из агентства Jouin Manku, говорит, что хотел, чтобы украшения не просто лежали в витринах как обычно и выглядели плоскими, но чтобы их могли рассматривать одновременно несколько человек с разных сторон и была видна вся сложность их конструкции. Эти объемные, парящие в воздухе сережки, броши, браслеты и колье производят совершенно магическое впечатление. Тут есть все главные хиты Van Cleef & Arpels. Знаменитая брошь 1937 года «Хризантема» из рубинов и бриллиантов, которая хранилась в частной коллекции и даже специалисты знали ее только по фотографиям и которую дом купил на аукционе буквально накануне выставки.
Брошь «Хризантема»
Эта брошь, воспроизведенная на всех плакатах и каталоге, сделана в технике serti mystérieux, «невидимой оправы», которую Van Cleef & Arpels придумали в 1930-е. Камни прямоугольной огранки крепятся не лапками и не в гнезда, а вставляются друг за другом в металлические рельсы, для этого в них прорезаются специальные желобки. Количество забракованных камней при этом может доходить до 30 процентов — поэтому украшения в этой технике стоят невероятно дорого. В результате получалась гладкая поверхность, где камни были подогнаны друг к другу без какого-либо видимого крепления — поверхность, выглядящая почти как живые цветы и листья. Именно для всевозможной флоры эту технику и использовали прежде всего: хризантемы, пионы, розы, листья дуба, каштана, клена, винограда, плюща, остролиста… На выставке есть даже лист каштана, сделанный в этой технике из изумрудов, при том, что эти хрупкие камни практически не использовались для serti mystérieux. Рядом — знаменитые колье-трансформеры Passe-partout, когда две броши крепились на цепочку-змейку, и их можно было носить или по отдельности, или как колье, или как браслет. Тут же — знаменитые браслеты Ludo (это было домашнее имя Луи Арпельса) — гибкое сетчатое золотое полотно в виде кирпичиков или медовых сот, куда вставлялись бриллиантовые и рубиновые кабошоны. Дальше — целая витрина балерин и фей, которые Van Cleef & Arpels делали с начала 40-х в своих американских мастерских. За ними — фигурки животных, ставшие супермодными в 50-е, например, брошь-пудель, принадлежавшая Грейс Келли. Следующий зал — гениальная коллекция Alhambra: легкие и почти наивные цепочки с разноцветными четырехлистными цветами клевера, созданные в 1968 году, в самый разгар эпохи хиппи, и соединившие, казалось бы, несоединимое — драгоценности и антибуржуазный пафос.
Среди всех известных любительниц драгоценностей есть два имени, без которых не обошелся ни один великий ювелирный дом XX века — в некотором роде, они были подтверждением такого величия — Уоллис Симпсон, будущая герцогиня Виндзорская, и Элизабет Тейлор. И та и другая всю жизнь были клиентками Van Cleef & Arpels. Именно герцогиня Виндзорская пришла в 1938 году к Рене Пюиссан с идеей колье-молнии, которое можно было бы носить в застегнутом виде как браслет. Так появился еще один знаменитый шедевр — колье Zip, которое стало одним из главных хитов в 50-е и остается таковым до сих пор. Тейлор же заказывала у Van Cleef & Arpels такие знаменитые украшения, как, например, сет Reine Marguerite — колье, брошь и серьги в виде маргариток из бриллиантов и хризопразов, в котором она появлялась на оскаровской церемонии.
В последнем зале — последние громкие работы Van Cleef & Arpels: например, сет Océan, который принц Альбер подарил принцессе Шарлин. А его отец, принц Ренье, в свое время именно у Van Cleef & Arpels заказывал свадебную парюру из бриллиантов и жемчуга для его матери, принцессы Грейс — и ее тоже здесь показывают. Так же как украшения, сделанные для иранских и египетских принцесс, махарани Бароды, голливудских звезд, американских миллионерш и европейских аристократок. Так же как и множество исторических эскизов украшений, которые сами по себе драгоценны. Все это можно рассмотреть до 10 февраля — и бог знает, когда еще можно будет увидеть потом. Идеальное времяпрепровождение в рождественском Париже!